Гендерное воспитание. Как не сбить программу

Социальные роли в нашем обществе в последнее время заметно изменились: женщины делают карьеру и забивают гвозди, мужчины лежат на диване или ходят в салоны красоты. Куда катится мир? Неужели к полному исчезновению разницы полов? К запрету произносить слова «он» и «она» и детским сказкам об однополых парах, которые сегодня читают в детсадах Швеции? А нужно ли нам такое «счастье»?

 

Кто ты будешь такой?

Большинство психологов, отечественных и зарубежных, в вопросе тендерного воспитания настроены достаточно консервативно: коль уж разделила нас природа на «мальчиков» и «девочек», то обозначать принадлежность ребенка к определенному полу следует непременно. Причем с пеленок.

Мужчины и женщины устроены по-разному не только в плане физиологии. У них от рождения разная программа развития: разный «набор» гормонов, диктующий поведение, по-разному строится мышление. И, конечно, естество возьмет свое, но природные задатки все же следует направлять в нужное русло, в соответствии с принятой в обществе моделью правильного женского и мужского поведения. В этом и есть задача тендерного воспитания. Как же тут обойтись без четкой половой идентификации?

 

Снимите это немедленно

«Девочкам — розовое, мальчикам голубое? Не учите меня жить!» — некоторые родители принципиально бросают вызов стереотипам, облачая малышек в курточки «милитари», а малышей в меховые шубки со стразами. Казалось, чем бы сердце материнское ни тешилось, да и какая разница, что дочку на улице все время -принимают за мальчика, а глядя на сына восклицают: «Прелестная малышка!» Тем не менее, по мнению психологов, эти смелые эксперименты могут быть не столь безобидны.





Примерно к двухлетнему возрасту у ребенка формируется осознание, какого он пола. Однако четких представлений о том, чем именно различаются «дяденьки» и «тетеньки», у него еще нет. Понятие пола на данном этапе может быть и вовсе «величиной переменной». То, что из девочек вырастают исключительно тети, а из мальчиков дяди, и дядя сам по себе превратиться в тетю никак не может, малыш поймет лишь годам к трем-четырем. Для двухлетки же эти границы весьма зыбки. Соответственно, если ребенка постоянно называют то девочкой, то мальчиком, ему трудно понять, кто же он. А следовательно, с кем ему себя идентифицировать, на кого равняться — на папу и брата или на маму и соседку Анечку?

Хотя цветовую гамму детского гардероба ограничивать не обязательно, в целом внешний облик ребенка все же не должен оставлять у окружающих сомнений, мальчик перед ними или девочка, считают психологи.

 

«Я устала играть в машинки…»

Хотели девочку, а родился мальчик… Или наоборот. Часто подсознательное (или вполне сознательное) желание родителей иметь ребенка другого пола приводит к тому, что к «незадачливому» чаду еще с пеленок предъявляются своеобразные требования. От девочки ждут смелости, напористости, лидерских качеств: «Вася тебя толкнул? Дай сдачи», «Боишься ехать с горки? Позор!». Мальчика же призывают к «по-девичьи» спокойному поведению, аккуратности: «Отойди от дерева, курточку запачкаешь», «Что ты носишься как угорелый, посиди лучше, книжку почитай». Все это может привести к нарушениям полоролевой идентификации. Иными словами, ребенок хоть и знает, какого он пола, но получает искаженное представление о том, как должна себя вести девочка или мальчик.

Иногда причиной того, что мальчик демонстрирует «девичьи» качества — нерешительность, боязливость, застенчивость, и предпочитает игры в компании девочек — является слишком авторитарный стиль воспитания. Постоянно подавляя волю ребенка, родители культивируют в нем неуверенность, неумение за себя постоять, низкую самооценку. Поэтому в обществе более миролюбивых девочек такой мальчуган чувствует себя комфортнее, чем среди ровесников-задир, которых он попросту боится. Чтобы исправить ситуацию, чаще предоставляйте сыну возможность проявлять самостоятельность, обращайтесь к нему за помощью (например, донести сумки из магазина). Подчеркивайте и хвалите в нем мужские качества. И пусть он проводит больше времени в обществе мужчин, на которых мог бы равняться.

Помните, что стремиться формировать в ребенке противоестественные его существу черты по меньшей мере негуманно. Тем самым вы ставите его перед выбором — постоянно чувствовать родительское неприятие или идти наперекор своей природе. Ни то, ни другое не делает ребенка счастливым.

 

Шаг влево, шаг вправо

Противоположная крайность — когда родители загоняют ребенка в жесткие тендерные рамки. «Ты что, ненормальный, разглядывать девчачьи игрушки?» — заводится отец, увидев, что сын в магазине засмотрелся на яркую куклу. «И не думай волосы обрезать! Будешь ходить как пацан, а потом, глядишь, и пиво пить в подворотне», — внушает мама дочке. Порой родительский страх, не дай бог, «зайти за тендерные рамки» доходит до абсурда: сыну запрещается спать на простынях розовых оттенков, а дочери — играть с машинками брата. Мол, лиха беда начало — а в итоге получишь «не то сына, не то дочь»…

Однако ученые подобные опасения считают беспочвенными. Согласно исследованиям, сексуальная ориентация человека заложена генетически, на уровне хромосом, и тут уж чему быть, того не миновать. Впрочем, согласно исследованиям, в обществе всего 2% истинных гомосексуалов. А вот жесткая система запретов и требований порой вызывает в ребенке бунт, и он демонстративно начинает делать то, что запрещено.

Порой проблемы и вовсе надуманны: мама желает видеть в дочке этакую нежную фею, а девчушка по темпераменту активная и непоседливая, ей больше нравится бегать во дворе, чем осваивать вышивание и нотную грамоту. Мама в печали.

Само по себе наличие у человека черт характера, которые по традиции связывают с противоположным полом, вовсе не значит, что с ним что-то не так. Есть в нашем обществе и мужчины-меланхолики, а амбициозные женщины, и это не отклонение от нормы. Просто таковы особенности их личности.

Требовать от ребенка, чтобы он полностью соответствовал вашему представлению об идеале мальчика или девочки, так же нелепо, как и пытаться «переделать» его пол. Ребенок с самого рождения -уже личность, и личность уникальная. И ваша задача — не идти против природы, а помочь ребенку раскрыть в нем лучшее из того, что ею заложено.

Запись опубликована в рубрике Психология отношений. Добавьте в закладки постоянную ссылку.