Многие поспешили подвергнуть мечту Негропонте критике. Председатель правления компании «Intel» Крейг Баррет заявил: «Негропонте называет это изделие ноутбуком за 100 долларов. Я полагаю, было бы более реалистично назвать его игровой приставкой за 100 долларов.
Проблема лишь в том, что игровая приставка мало чему научит детей». Другие сочли проект Негропонте наивным и амбициозным.
Но он продолжал настойчиво идти к своей цели.
Чтобы осуществить мечту, Негропонте нужна была стратегия, обеспечивающая выполнение трех задач: 1) сконструировать компьютер, 2) произвести его с. минимальными затратами, 3) продать его (по себестоимости) правительствам развивающихся стран и добиться, чтобы он попал в руки детей.
Первая задача оказалась самой простой. Хотя его команда встретилась с некоторыми трудностями, прогресс был достигнут довольно быстро.
Так же удачно был преодолен и второй барьер, когда Николас нашел производителя компьютеров. В тот момент Негропонте полагал, что все остальное решится так же быстро.
Однако он сильно недооценил сложность третьей задачи. Он рассчитывал выйти на прямые контакты с министрами образования семи ключевых стран — Китая, Индии, Таиланда, Египта, Нигерии, Бразилии и Аргентины.
Замысел состоял в том, чтобы убедить их без посредничества всяких торговых и маркетинговых компаний уже в первый год закупить от семи до десяти миллионов компьютеров.
Негропонте считал, что после поставки первой партии к этой акции подключится весь мир и ему удастся продать от ста до двухсот миллионов компьютеров.
Этого не произошло. Заказы так и не поступили.
Проекту OLPC понадобилась помощь.
Его сотрудникам надо было превратиться из мечтателей в стратегов.
Пришлось обратиться к маркетинговой компании «Brightstar» из Майами, с которой участники проекта уже сотрудничали в других сферах.
У этой компании был опыт в тех областях, где Негропонте и его коллеги были новичками. Негропонте признает: Большинство людей в офисах OLPC не имели достаточного опыта и не были подготовлены к такому повороту событий.
Мы хорошо разрабатываем новые идеи, но не умеем проводить их в жизнь.
Это одна из причин, заставивших нас отказаться от собственной концепции сбыта и маркетинга и обратиться к «Brightstar».
Там сидят люди, которые уже набили руку в подобных делах и хорошо разбираются в логистике.
Они знают, как доставить продукцию от заводских ворот к дверям школ…
Такие стратегические процессы должны осуществляться людьми, знающими, что такое мир политики и мир бизнеса.
Негропонте не отказался от своей мечты, а лишь пересмотрел стратегию.
Журналист Роберт Бьюдери пишет: «У Негропонте есть знания, связи, энергия и смелость для решения этой задачи.
Он состоятельный человек, происходящий из богатой семьи. Сейчас ему 63 года.
Он уже добился известности как основатель лаборатории «Media Lab» при МТИ. Но вместо того, чтобы сидеть дома, отдыхать и наслаждаться жизнью, Негропонте решил обогатить свою жизнь другим способом — реализовать мечту, которая способна изменить мир». Сегодня, когда я пишу эти строки, проблема все еще не решена. Но Негропонте продолжает над ней работать.
В ноябре 2007 года началось массовое производство.
В декабре правительство Перу заказало 260 тысяч компьютеров. Еще 190 тысяч было закуплено в США в рамках программы, которая предусматривает, что покупатель берет один компьютер ХО для себя, а второй жертвует в пользу ребенка в одной из развивающихся стран.
В дальнейшем я буду внимательно следить за тем, как развивается проект OLPC и претворяется в жизнь его стратегия.